1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 3.00 (1 Vote)

«КАРТОЧКА КРИВОРОЖАНИНА»: ВОЛШЕБНАЯ ИЛИ СКАЗОЧНАЯ? – спрашивают депутат горсовета Кривого Рога, журналист Наталия ШИШКА и «Домашняя газета»

141119 7 min

Также читайте -

В городе началось внедрение многофункциональной электронной «Карточки криворожанина». Этот проект берёт своё начало с идеи внедрения автоматизированного учёта оплаты проезда в общественном транспорте. За кредитные средства город приобретает 50 троллейбусов, и внедрение системы автоматизированного учёта было одним из обязательных условий европейского кредитора.

Но наши чиновники не были бы сами собой, если бы не внедряли систему автоматизированного учёта только на коммунальном транспорте, минуя так называемые маршрутки, и если бы не взялись обещать ряд функций «карточки», внедрение которых возможно лишь в отдалённой перспективе, тогда как уже в ближайшей функционал «карточки» позволит использовать её для непрямого подкупа избирателей.

18 сентября 2019 года горисполком принял решение №425 «Об утверждении Положения о многофункциональной электронной «Карточке криворожанина», Порядке её выдачи, оборота и прекращения действия, Положения о реестре её держателей». Позже были внесены изменения в это решение, которыми наряду с департаментом социальной защиты населения прописана роль во внедрении «Карточки криворожанина» департамента образования и науки.
Цели внедрения «карточки» выписали исключительно благородные - упорядочить предоставление социальных услуг гражданам, в том числе льготных категорий, обеспечить учёт этих услуг и адресность, усилить социальную защиту малоимущих слоёв населения.

Департамент социальной политики горисполкома и департамент образования и науки определены заказчиками (распорядителями средств) изготовления «карточки», приобретения необходимого программного обеспечения, технического оборудования для её функционирования. Эти департаменты аккумулируют на своих серверах данные о гражданах, которые получили или приобрели «карточку», персонифицированную информацию о них.
У каждого держателя карточки будет свой социальный номер.

«Карточка» предусматривает несколько приложений.
Транспортное приложение будет выполнять функцию электронного билета, оно позволит безналично рассчитываться за проезд в общественном транспорте. Причём в Положении указано, что в общественном транспорте, независимо от формы собственности. Но это не более чем формулировка, переписанная с соответствующего закона, потому что на сегодняшний день в городе не проводится работа по внедрению системы автоматизированного учёта оплаты проезда в автомобильном транспорте частных перевозчиков, так называемых маршрутках. Огород городится исключительно ради сотни убитых троллейбусов, парк которых обещает возрасти на полсотни, да видавших виды трамваев.

Что же касается гостей города, то для оплаты проезда они смогут приобретать «Транспортную карточку». Такой «Транспортной карточкой» смогут пользоваться и те, кто не захочет получить или купить «Карточку криворожанина». Задача организовать изготовление и продажу «Транспортных карточек» возложена на новое коммунальное предприятие «Центр электронных платежей».

При этом в Положении о «Карточке криворожанина» сказано, что её держатели пользуются правом проезда в общественном транспорте «по отдельно определённому тарифу». И это момент весьма любопытный. Какой такой может быть отдельно определённый тариф, если тарифы на проезд должны быть экономически обоснованными, а за тех, кто имеет льготу на проезд, платит бюджет? И система автоматизированного учёта оплаты проезда как раз позволяет зафиксировать реальный объём перевозок, и отдельно - реальный объём льготных перевозок.

Право проезда по «отдельно определённому тарифу» при наличии «Карточки криворожанина» смахивает на замануху, придуманную для того, чтобы как можно больше жителей города пожелало оформить именно «Карточку криворожанина». Ведь к ней полагается ещё медицинское, образовательное и торговое приложение.

С помощью медицинского приложения, обещают, можно будет воспользоваться электронной регистратурой и записаться на приём к врачу, а также услугами лабораторий-партнёров проекта, получать электронные рецепты и покупать лекарства со скидкой, опять же, в сети аптек-партнёров проекта.
И что касается этого приложения, то его внедрение не представляется такой уж близкой перспективой.
За исключением той части, которая предусматривает вовлечение в проект аптек-партнёров, лабораторий-партнёров, которая, на наш взгляд, содержит коррупционные риски.
Непонятно, как будут отбираться эти партнёры для проекта, ведь речь идёт о субъектах конкурентного рынка. В утверждённых горисполкомом документах принципы и критерии отбора не прописаны.

Образовательное приложение, как прописано в Положении, предоставляет информацию о приобретённых ребёнком в школе товарах, проезде в городском транспорте, времени посещения учебного или внешкольного заведения, успеваемости ребёнка.
Здесь почти всё является отдалённой и весьма туманной перспективой, за исключением разве что возможности проезда в общественном транспорте. Но речь идёт, заметьте, всего о двух поездках в месяц, и то на коммунальном транспорте.

Тем не менее, как указывают криворожане, обсуждая внедрение «Карточки криворожанина» в социальных сетях, развёрнутый в школах процесс сбора анкет-заявлений от родителей с указанием персональных данных носит добровольно-принудительный характер.

Что же касается, к примеру, отслеживания пребывания ребёнка в школе, то это требует установки в учебном заведении турникетов. Но в отсутствие в школах нормальных туалетов и спортивных залов такой приоритет представляется родителям школьников сомнительным, о чём они пишут в социальных сетях. «Расчёт в школьной столовой - обслуживание определённым банком, чтобы купить что-то похожее на булочку и чай?» - задаётся вопросом одна из мам.

К «Карточке криворожанина» предусмотрено ещё торговое приложение, которое предоставляет доступ социально незащищённым слоям населения к программе лояльности с возможностью адресной помощи. Проще говоря, возможность пользоваться системой скидок при осуществлении покупок у субъектов хозяйствования - партнёров проекта. Здесь наряду с коррупционными рисками при определении этих самых партнёров проекта велика вероятность использования «карточки» для непрямого подкупа избирателей во время выборов. Тем более, что активная фаза внедрения «Карточки криворожанина» совпала с хоть и негласной, но весьма интенсивно развёрнутой подготовкой к местным выборам.

Финансируется внедрение и функционирование «Карточки криворожанина» за счёт городского бюджета. Карточка представляет собой прямоугольник из пластика размером 86 мм х 54 мм, толщиной до 0,8 мм. На лицевой стороне будет написано «Карточка криворожанина», имя и фамилия её держателя, его фото¸ номер карточки и соответствующий штрих-код, а также логотип города. На обратной стороне карточки указывается контактная информация службы клиентской поддержки, информация о возвращении и изъятии карточки.

Дизайн карточки предусмотрен двух видов. Карточки для тех, кто учится в Кривом Роге, будут жёлтого цвета, для остальных категорий держателей карточек - сиреневого.

«Карточку криворожанина» могут получить все, кто зарегистрирован в Кривом Роге, кто работает здесь либо учится, а также внутренне перемещённые лица, состоящие на учёте в нашем городе. При этом те, кто имеет право на льготы в соответствии с законодательством Украины (в том числе внутренне перемещённые лица) и решениями Криворожского горсовета и его исполнительного комитета, подают анкеты-заявления в районные управления труда и социальной защиты населения и получают карточку бесплатно. Для получения карточек для детей анкеты-заявления подаются по месту учёбы, им карточки тоже выдаются бесплатно.

Представители других категорий пользователей покупают карточки за свой счёт. Сколько будет стоить карточка, пока неизвестно.

К заявлению-анкете на выдачу карточки прилагается согласие на обработку персональных данных, копия паспорта (при предъявлении оригинала), копия справки о присвоении регистрационного номера плательщика налогов с предъявлением оригинала. Льготникам нужно предоставить документ, предоставляющий право на льготу в соответствии с законодательством Украины и на дополнительные льготы в соответствии с решениями Криворожского городского совета и его исполнительного комитета.

Зачем для получения электронного носителя предоставлять столько бумаг, если вся информация о льготниках имеется в распоряжении органов труда и социальной защиты населения? Чтобы придать процессу характер добровольности со стороны криворожан.

Ведь вы сами, в здравом уме и при ясном рассудке, будете передавать сведения о себе, включая персональные данные, в том числе субъектам хозяйствования - партнёрам проекта. Сами департаменты сделать это не вправе.

Работающие в Кривом Роге предоставляют справку с места работы, зарегистрированные в Кривом Роге - о взятии на учёт, учащиеся - перечень документов, который утверждается соответствующим участником внедрения карточки.

В Положении предусмотрели, что граждане, которые ограничены в передвижении или вовсе лишены такой возможности, могут оформить карточку через уполномоченного представителя. Только она им по большому счёту без надобности, потому человек, который не может прийти оформить карточку, не пользуется общественным транспортом даже при наличии льготы. Ну, разве что социальные работники будут покупать таким людям лекарства «со скидкой», промывая одновременно мозги информацией о том, кто же это их так облагодетельствовал.

Карточка выдаётся на 5 лет. В случае её утери или повреждения повторное изготовление лицам льготных категорий оплачивает бюджет.

Право пользования карточкой утрачивается, если держатель меняет на другой город место проживания либо место работы.

В общем, с внедрением карточки на криворожан польются блага, как из рога изобилия.

Так ли? Вопрос, конечно, интересный, особенно с учётом того, что рог, по меткому определению одного из экспертов, как водится¸ кривоват. И не только потому, что само внедрение карточки преподносится как благо, которое накануне местных выборов должно сработать в пользу ныне действующей криворожской власти, а и в силу того, что карточка может использоваться для непрямого подкупа избирателей через систему скидок и так называемой адресной помощи. Но уже после выборов этот рог изобилия может иссякнуть. Как уже было с другими обещаниями этой городской власти, не облачёнными в обёртку новых технологий.

Кстати, за саму «обёртку» развернулась нешуточная борьба. Ведь на кону почти 10 миллионов гривен криворожского бюджета на изготовление «карточек». После объявления тендеров в адрес департамента социальной политики горисполкома и департамента образования посыпались обвинения в нарушении процедуры закупки, в дискриминационности прописанных в тендерной документации требований, что ограничивает конкуренцию. Не обошлось без жалоб в Антимонопольный комитет.

Так что история с внедрением «Карточки криворожанина» только начинается и обещает быть нескучной.

Наталия ШИШКА,
«Домашняя газета»,
ДАЙДЖЕСТ,
специально для рубрики
Новости Кривого Рога
сайта Весь Кривой Рог

Добавить комментарий