1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)

Водитель криворожского трамвая с 25-летним стажем рассказал «Домашней газете», что изменилось в трамваях Кривого Рога с введением бесплатного проезда

220721 5 min

Внедрение бесплатного проезда и критический износ транспортной инфраструктуры, который даёт о себе знать чуть ли не ежедневными аварийными ситуациями на коммунальном транспорте, стали в последнее время визитной карточкой нашего города длиною в жизнь. Но если не ведающие о проблемах всё ещё на седьмом небе от счастья приложить карточку к валидатору и ехать бесплатно, то осведомлённые всерьёз обеспокоены упадком городского электротранспорта.

Мой сегодняшний собеседник - водитель криворожского трамвая с 25-летним стажем - обращает внимание на проблему безопасности пассажирских перевозок. Для широкой публики, или для своего начальства, он предпочёл остаться неизвестным. Но беседовала я, подчёркиваю, с реальным сотрудником коммунального предприятия, который был достаточно откровенен. И у него, конечно, своя правда. Её значение для объективного понимания ситуации трудно переоценить.

- РАЗНОГО РОДА ПРИКЛЮЧЕНИЯ С КРИВОРОЖСКИМИ ТРАМВАЯМИ НА ЛИНИИ НЫНЧЕ НЕ РЕДКОСТЬ, НЕ ТАК ЛИ?

- Да, где-то месяц назад 475-ый трамвай на Соцгороде ловили «башмаками» с двух сторон, потому что он не мог остановиться. Из него на ходу выскакивала кондуктор, кидала «башмак», машина подпрыгнула на том «башмаке», разогналась и пошла назад. А сзади вагон с людьми, водителю которого пришлось объявлять экстренную остановку, хватать «башмак» и ловить неуправляемый трамвай уже с другой стороны. Кондуктору с «башмаком» пришлось хорошо побегать вокруг неуправляемого трамвая, который буквально метров 30 не доехал до остановки с кучей людей. Там бы «мяса» было много. Если б не кондуктор.

- ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ТАКОЕ ПРОИСХОДИТ?

- Износ механики и тормозной системы. Когда обращаешься, говорят: нет кругляка - не из чего точить кулачковые элементы, отвечающие за разжим тормозных колодок. Та меня не волнует - я людей вожу. Потом, аккумуляторные батареи на половине трамваев убиты, а всё управление идёт через аккумуляторную батарею. Но если раньше для зарядки аккумуляторов использовали генераторы, то сейчас - транзисторное зарядное устройство. За счёт этого у аккумулятора выше работоспособность, но когда пропадает напряжение, он сразу же дохнет.

Такая ситуация была на ЮГОКе, на Кармелюка, когда пропало напряжение, и трамвай еле удалось остановить колодками. Но это ещё более-менее, люди вышли, трамвай стоял без напряжения минут 10. Потом напряжение появилось, машина поехала с горки, тут идти на подъём - опять пропадает напряжение... Водителю пришлось экстренно тормозить, а при экстренном тормозе аккумулятор садится по-бешеному. Кондуктор успевает подложить «башмак», и машина, начавшая самопроизвольное движение назад, в него упирается и останавливается.

А если б не было кондуктора? А сейчас их убирают и заставляют нас письменно давать согласие на работу без кондукторов. На этих вагонах? А юз начнётся? Машину хоть может выкинуть влево-вправо, а вагон несёт вперёд, пока он или не упрётся во что-то, или колёса провернутся, и он остановится. В такой ситуации кричишь кондуктору «Песочницу!». Та хватает ломик, бежит прочищать песочницу. Раньше, когда эти вагоны только пришли, там подогрев стоял. А потом тены все поснимали.

- ДА КОГДА ЭТО БЫЛО - «ВАГОНЫ ПРИШЛИ»?

- Так я с конца 90-х водителем трамвая работаю и помню, как песок в них подогревался, всё чётко сыпалось. Сейчас же малейшая влага - всё, песок сбился, ты жмёшь педаль - бесполезно. Вагон входит в юз - ты или упрёшься, или, может, повезёт где-то остановиться.

- А КОГДА НАЧАЛЬСТВО СТАЛО ТРЕБОВАТЬ ПИСАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ СОГЛАСИЯ НА РАБОТУ БЕЗ КОНДУКТОРА? С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО?

- Как только начался бесплатный проезд. При этом ещё стращают: или пишешь - или прощаемся, или не сдашь экзамен и пойдёшь уборщиком либо перегонщиком, да хоть куда, но мы тебя уберём. А каждому нормальной зарплаты хочется. Или же говорят: у тебя закреплённый вагон - если не хочешь подписывать согласие на работу без кондуктора, иди работай на самые худшие графики, и начинают ставить на короткие, 6-7-часовые. 8-часовых, как только ввели бесплатный проезд, осталось мало.

- А ПОЧЕМУ "ПОРЕЗАЛИ" ГРАФИКИ?

- Экономия по выплате зарплаты. Нет выкатки часов - нет премии. В итоге водитель 3-4 тысячи недополучает.

- А ВООБЩЕ СКОЛЬКО ПОЛУЧАЕТ ВОДИТЕЛЬ?

- Я как водитель 1 класса получаю 16-17 тысяч, а водитель 3 класса получает 13. Если нет регулярности, нет премии, мы теряем по 2, 3, 4 тысячи.

- И МНОГО ВОДИТЕЛЕЙ ОТ КОНДУКТОРОВ ОТКАЗАЛОСЬ, И КУДА ЭТИ КОНДУКТОРА ДЕЛИСЬ?

- Их под разными предлогами стараются уволить. Но водителя кондуктор спасает! Когда ещё был платный проезд, это не секрет, у нас же честный разговор, мы собирали денежку на запчасти. Собирали в день 5-10 гривен, откладывали, а потом покупали, скажем, хорошие лампы. Потому что то, что ставят, через два-три дня сгорает, зря потраченные деньги. Мы копеечки собирали - понимаете, хочется работать на хорошем вагоне, тёплом, светлом, и чтоб отработать всю смену.

Сейчас сделали бесплатный проезд, убирают кондукторов. Что теперь, вкладывать в вагон свои деньги? Нет. Поэтому, извините, все на это положили. Пусть оно ломается, пусть что хочет.

Хотя душа болит. Стоишь на остановке - один поломанный, второй поломанный, третий, четвёртый. Постоянно пассажиров пересаживают. Вагоны убитые. Водители перестали за ними смотреть.

- НО ЭТО Ж НЕПРАВИЛЬНО: БРАТЬ ДЕНЬГИ ИЗ ВЫРУЧКИ, ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ИХ БРАЛИ НЕ СЕБЕ В КАРМАН, А ТРАТИЛИ НА ВАГОН. ТАК, МОЖЕТ, ТЕПЕРЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ СЛУЖБЫ СТАНУТ РАБОТАТЬ КАК СЛЕДУЕТ, И ВАМ НЕ НУЖНО БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ САМООБЕСПЕЧЕНИЕМ?

- Этого по факту не происходит. Сейчас подойди - ничего нету, сидят слесаря в кругу и собирают запчасти из 4-х, 5-ти, лепят, пилят, кружок «Умелые руки». С кабелей оплётка уже стёрта, идёт короткое замыкание, нет защиты. Я пакетиками из тормозка обмотал - чтоб мог заехать в депо. У аварийки бензина нет. Когда это было? Да вот, месяц-два.

- ТЕПЕРЬ, КАК ЖИВОПИСАЛ ДЕПУТАТАМ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГОРОДСКОГО ГОЛОВЫ КАТРИЧЕНКО, ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КП "СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ" К КП «ГОРОДСКОЙ ТРОЛЛЕЙБУС", ВЕСЬ ПРОЦЕСС ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАПЧАСТЯМИ БУДЕТ КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАН, ПОТОМУ ЧТО, ДЕСКАТЬ, ДАЖЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО ЕСТЬ НА СКЛАДАХ.

- Я знаю. Там пустота. Стоит вода для работников управления, которую нам не дают. Раньше водителей снабжали в жару водой в бутылках. А теперь вода стоит только там, где сидят "писатели" под кондиционерами. Нам говорят: набирай. А я с чашечкой должен бегать, или как? У меня полкруга - час, круг - 2 часа - 2 часа 20 минут. И в кабине 53-54 градуса - вот данные бортового компьютера из кабины водителя в вагонах, которые прошли капитальный ремонт. Воду за свои покупаем. Во что я буду набирать из кулера? Кроме того, что носишь с собой кучу своих инструментов, ещё и бутылки с собой на работу носить? Так это я, старый водитель, а молодых даже не учат сейчас ремонтировать, никуда нельзя лезть, поломался - жди аварийку. Так мы пришли людей возить или аварийку ждать?

- НЕУЖЕЛИ И ВПРАВДУ ПОСЛЕ 25 ЛЕТ РАБОТЫ НА ГОРОДСКОМ ТРАМВАЕ СОБРАЛИСЬ УВОЛЬНЯТЬСЯ?

- Так кондуктора убирают. Не буду я работать без него. Меня кондуктор сколько раз спасал, и в салоне присмотрит, и даст знать, если я дверями кого-то прижал. Дверь в кабину водителя по инструкции должна быть закрыта. А как я должен знать, что в салоне происходит? При этом я обязан обилечивать. И только на остановках. При этом от меня требуют соблюдение скоростного режима, за опоздание минус 10% премии. За то, что обилечиваешь между остановками, - тоже снимут премию.

- НО ОБИЛЕЧИВАТЬ-ТО ТЕПЕРЬ ПРАКТИЧЕСКИ НЕКОГО!

- Кто вам сказал? Приезжих много. Бывает, по 2-3 минуты, а то и 6 минут вагон на рынке Соцгорода стоит, обилечивает.

- А ЗНАЕТЕ, ЧТО ВАМ МОГУТ ВОЗРАЗИТЬ: БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД И ВНЕДРЕНИЕ КАРТОЧЕК НЕ НРАВИТСЯ ВОДИТЕЛЯМ И КОНДУКТОРАМ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ ПОТЕРЯЛИ СВОЙ КАЛЫМ. ТАК ДЛЯ ЭТОГО, ДЕСКАТЬ, И ВНЕДРЯЛИСЬ ЭТИ НОВОВВЕДЕНИЯ!

- Калымов нет уже года 3-4, как был введён контроль. Хотя на расходы для того же вагона мы в баночку складывали. Сейчас уже больше думаешь о безопасности, а не о том, как закалымить. А обилечивать есть кого, иногородних много. Но проблема в том, что криворожане ездят бесплатно и не валидируются. Он забежал - ищет место, сел и сидит. Ему тот валидатор надо? Контроля нет. Убрали. К водителю кто подошёл валидироваться, кто не подошёл, - не во всех вагонах валидаторы стоят.

- А РАЗВЕ В ТРАМВАЯХ ГОЛОСОМ АННЫ ПАУКОВОЙ ИЗ "РУДАНЫ" НЕ ЗВУЧИТ ТЕКСТ О ТОМ, ЧТО НУЖНО ПРОВАЛИДИРОВАТЬ КАРТОЧКУ?

- В трамваях нет динамиков. Нет технической возможности делать объявления. Вы представьте субботу или воскресенье на Долгинцево, когда бабушки вбегают, им бы поскорей место занять. Ей надо тот валидатор?

- ВОЗВРАЩАЯСЬ К ТЕМЕ КОНДУКТОРОВ: А В ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ ВООБЩЕ ЭТО ЕСТЬ - БЕГАТЬ ВОКРУГ ВАГОНА С "БАШМАКАМИ"?

- Да, кондуктор должен помогать водителю. Есть даже противопожарная инструкция для кондуктора. У нас вода в бадейках валяется под сиденьями, как в колхозе. Огнетушитель применяется, когда уже сильно горит, иначе будешь кучу объяснительных писать. А так она сообщает мне о возгорании, и пока я останавливаюсь и высаживаю пассажиров, она заливает возгорание водой.

Потом, дверь в салоне. Должно быть: лампочка загорается - дверь закрыта. Но слесаря сделали концевики уже напрямую, и я еду, не зная, закрыта дверь или нет. А кондуктор всегда скажет.

Скоростные трамваи ещё с кондукторами, а обычные наполовину уже без кондукторов. При этом всё изношено до такой степени, что просто опасно.

- НО ОЖИДАЕТСЯ ЖЕ ПРИБЫТИЕ НОВЫХ ТРАМВАЕВ, КОТОРЫЕ БУДУТ КУПЛЕНЫ ЗА СЧЁТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И ВЗЯТЫ В КРЕДИТ. ЭТО РЕШИТ ВОПРОС БЕЗОПАСНОСТИ?

- Нет. Рельсы изношены до такой степени, что ходуном ходят. Есть просто не прикручены рельсы, на стяжках держатся. Почему был сход на Стреле: потому что там стрелка была приварена к рельсе, держалась за счёт этого. Троллея изношена. У троллейбусов порывы постоянно, а у нас её не подтягивают, хотя на лето должны подтягивать, а на зиму опускать. Она у нас как бельевая верёвка в сильную жару висит, да и изношена сверх допустимого.

Чтоб запустить новые трамваи и сразу их не убить, надо линию, троллею сделать. Да и стыки старые, совдеповские вагоны ещё выдерживают, а у новых рамы сразу полетят.

- КОГДА ВО ВРЕМЯ ВЫБОРОВ ПОЯВИЛИСЬ БОРДЫ О ВНЕДРЕНИИ БЕСПЛАТНОГО ПРОЕЗДА, КАКИМ БЫЛО ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭТОМУ?

- Я подумал, что это опять недообеспечение, опять не будет хороших запчастей. Это пропадание интереса к работе. Всем будет всё равно. А пассажиры... Сейчас, извините, быдлоты стало ездить в трамваях немерено. Вся алкашня, наркота вся пошла в трамвай. Вечером постоянно скандалы, до драк доходит. Кричат, пьют пиво, сцепки межвагонные воруют, сидения отрывают, вагоны разрисовывают. Возникла проблема безопасности, которая связана уже не с техническим состоянием, а с контингентом пассажиров.

- А НА ПРЕДПРИЯТИИ РУКОВОДИТЕЛИ СРЕДНЕГО ЗВЕНА, ВЫСШЕЕ НАЧАЛЬСТВО ПРОПАГАНДИРУЮТ БЕСПЛАТНЫЙ ПРОЕЗД, ИЛИ ВСЁ-ТАКИ КРИТИЧЕСКИ К НЕМУ ОТНОСЯТСЯ?

- Только наша замначальника по эксплуатации Надежда Владимировна Клименко пытается всем рассказывать, как это хорошо. Все остальные, когда неофициально беседуют, задаются вопросом: когда это уже закончится? Быстрей бы его отменили, потому что это кошмар. Оборотных денег в депо нету.

Раньше какая-то часть денег выделялась на запчасти. Сейчас ждут милостыню. В декабре прошлого года была проблема с выплатой заработной платы, так аванс выплатили за счёт выручки. Говорят, нерентабельно содержать кондуктора. Но до карантина мы хорошую выручку привозили. У водителя зарплата в смену 500 грн., у кондуктора 250. А выручку мы привозили и 1200, 1300, и 1900.

- ТАРИФ 2,50 ГРН. ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕ ОБОСНОВАН, НО ТАКАЯ ПОПУЛИСТСКАЯ ПОЛИТИКА БЫЛА ВСЕГДА. А ЕСЛИ ПРОЦЕНТ ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗАТРАТ ПОВЫСИТЬ И ПОДНЯТЬ ТАРИФ, СТАНЕТ МЕНЬШЕ ПАССАЖИРОВ? ПРИ ЭТОМ ЗА ЛЬГОТЧИКОВ, СТОИТ ЗАМЕТИТЬ, БЮДЖЕТ ВОЗМЕЩАЛ БЫ НЕ ПО 2,5, А ПО 5.

- Будь тариф до 5 гривен - люди не покинут трамвай. Из Центрально-Городского района пассажир трамвая точно не уйдёт, потому что там маршрутка трамвай практически не дублирует. На ЮГОКе маршрутки воруют у нас пассажиропоток постоянно. Но поскольку в рабочую перевозку маршрутки забиты, людей было много и на трамвай. Если человеку нужно на кольцо Косиора с ЮГОКа, то он ехал бы трамваем.

То же самое Черногорка: там маршруток практически нет, есть одна 75-ая, которая выезжает на пл. Освобождения. То же самое маршруты №3 и №9, на заводы, там только 274-ая и 250-ая маршрутки, которые заезжают туда исключительно в рабочую перевозку.

- КАК СЧИТАЕТЕ, ПОЧЕМУ ТРАМВАЙ ДОШЁЛ ДО ТАКОГО ПЛАЧЕВНОГО СОСТОЯНИЯ?

- Его полноценно не обеспечивают. Подход такой: лепите с чего-нибудь. Выпуск на линию любой ценой. А то, что этот выпуск закончится за воротами, и тебя затянут назад, уже неважно. Единица есть, в горисполком передано, что она вышла на линию. А то, что её потолкали до 3-го участка и назад, то такое.

- ПОЛУЧАЕТСЯ, ДЛЯ ВАС КОНДУКТОР НА СЕГОДНЯ КАК НАПАРНИК, С КОТОРЫМ НЕ СТРАШНО ВЫЕЗЖАТЬ НА ЛИНИЮ?

- Приведу пример. В вагонах должен быть линейный контактор: если пропадёт напряжение, он должен автоматически переключить цепь управления на аккумулятор, и он должен тормозить. Но этих контакторов в половине вагонов нету. И если пропадает напряжение, ты летишь, пока не остановишься. И если это где-то на уклоне, кто мне поможет? Пассажир? Нет. Кондуктор.

Поднимался с «Нархоза» в сторону «2-ой горбольницы». Навстречу на «Нархозе» водитель без кондуктора обилечивала пассажиров, а на нижней технической остановке перед поворотом на спуске водитель 9-го маршрута не мог удержать вагон на тормозах из-за неисправности колодочного тормоза. Пришлось остановить свой вагон на подъёме и послать своего кондуктора подкинуть «башмак» под неисправный вагон. Как сказал водитель, при выезде из депо и по пути на ул. Акционерную, это район цемзавода, тормоза работали, на уклонах вагон останавливался. Водитель из последнего набора на курсы, и без кондуктора. Больно смотреть.

Но неприятно, что люди сами подписывают бумагу под гнётом. Но почему их сломали, а меня не могут? Потому что я понимаю. что такое безопасность, я много проработал. А молодых прижали, и они согласны бежать и делать, что скажут. Но, ребята, сегодня всё обошлось, завтра обошлось, а потом вы можете сесть в тюрьму. Скажут, сам подписал - сам виноват.

Вагоны держатся на честном слове. Но водители выезжали на поломанных вагонах и будут выезжать. Он понимает, что вагон поломанный, но ему надо ехать. В депо не на что менять, там всё поломанное.

Водителю надо зарплату заработать. Мэру - попиариться на бесплатном проезде. А пассажиру бесперебойного, а главное - безопасного транспортного сообщения никто не гарантирует.

- УСЛУГА ВЫСОКОЛИКВИДНАЯ, И ПРЕДПРИЯТИЮ СЛЕДОВАЛО БЫ САМОМУ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, БОРОТЬСЯ ЗА ПАССАЖИРА. НО МНЕ КАК ДЕПУТАТУ БЫВШИЙ ДИРЕКТОР ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ НЕ МОГ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС О ТОМ, КАКОВ ПРОЦЕНТ САМООКУПАЕМОСТИ ПЕРЕВОЗОК. ЭКОНОМИКОЙ НИКТО НЕ ЗАНИМАЛСЯ!

- Экономией занимаются только в плане того, как мне не заплатить, как урезать график, чтоб я меньше заработал. И на сегодня сделано всё, чтоб мы потеряли интерес смотреть за своим вагоном, подбирать добегающих пассажиров. Раньше, когда я на предприятие только пришёл, мне было интересно побольше набрать людей. Это выручка для предприятия. Я считал себя нужным, а сейчас, я знаю, оно зайдёт и так тебе мозги высосет, что пусть лучше стоит на остановке и почувствует весь кайф бесплатного проезда.

Наталия ШИШКА,
«Домашняя газета»,
ДАЙДЖЕСТ,
специально для рубрики
Новости Кривого Рога
сайта Весь Кривой Рог

Добавить комментарий