Зелена планета
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (1 Vote)

Мало кто из родственников умерших от раковых заболеваний видит в Кривом Роге эту причину в Свидетельстве о смерти. Обычно там пишется обтекаемая фраза без упоминания «онкология». Таким образом «корректируется» печальная статистика...

061016 1

Но шила в мешке не утаишь. Эта проблема – давно в поле зрения демократических сил Кривого Рога. Депутат областного совета, глава постоянной депутатской комиссии по вопросам экологии и энергосбережения Днепропетровского областного совета Анатолий Ивахно считает, что лидерство Кривого Рога по онкозаболеваниям и сердечно-сосудистым патологиям лежит на совести городской власти. «Домашняя газета» очень подробно рассказывает о данной проблеме...

На сентябрьской сессии горсовета Кривой Рог получил Городскую программу решения экологических проблем Кривбасса и улучшения состояния окружающей природной среды на 2016-2025 годы. Её утверждение обернулось скандалом. Об этом мы говорим с депутатом областного совета от «Самопомочи», главой постоянной комиссии облсовета по вопросам экологии и энергосбережения Анатолием Ивахно.

- НАСКОЛЬКО ЗНАЧИМЫМ ДЛЯ КРИВОГО РОГА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЯТИЕ ЭТОЙ ПРОГРАММЫ?
- Почти 5 месяцев рабочая группа, в которую вошли и депутаты горсовета, и экологическая общественность, трудились над разработкой программы. Я внимательно следил за этим процессом. В основу программы были положены те сроки выполнения экологических мероприятий предприятиями, которые содержатся в полученных ими разрешениях на выбросы. И если предприятие не выполняет предписанные ему мероприятия в срок, тогда, естественно, наступают штрафные санкции. То есть, предприятие должно или закрыть
источник выбросов, или же платить штрафы.

- В ЧЁМ ТОГДА СМЫСЛ ПРОГРАММЫ, ЕСЛИ ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ УЖЕ ПРОПИСАНЫ В РАЗРЕШЕНИЯХ НА ВЫБРОСЫ?
- Программа касается не только крупных предприятий, там заложены и другие мероприятия по улучшению экологической ситуации. Основным исполнителем экологических мероприятий является исполком. Причём городской программы
экологической направленности ранее не существовало. Некоторые мероприятия в неё были заложены с лучшими сроками исполнения, чем в областных программах. Так, выведение из эксплуатации аглофабрики «АрселорМиттал Кривой Рог» в криворожской программе предусмотрено в 2020 году, а в областной программе, которая утверждалась в конце 2015 года, - в 2023-ем.

- НО О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКРЫТИЯ АГЛОФАБРИКИ ГОВОРЯТ ЕДВА ЛИ НЕ С ПЕРВОГО ДНЯ, КАК ТОЛЬКО НА МЕТКОМБИНАТ СТУПИЛА НОГА НЫНЕШНЕГО СОБСТВЕННИКА…
- Только говорят не только об этом. В 2006 году была принята программа «Улучшения экологической ситуации в Днепропетровской области на 2007-2015 годы», и она содержала все те мероприятия, которые вошли в только что принятую городскую программу. Сроки их выполнения неоднократно переносились в 2011, в 2013 и 2015 годах.
Потом срок действия программы закончился, а мероприятия так и остались невыполненными.
В том числе те резонансные, о которых идёт речь сейчас: выведение из эксплуатации доменной печи №7 и остановка мартеновского цеха.
Почему экологические мероприятия не были выполнены, когда не было кризиса, и предприятие, согласно официальной статистике, получало миллиардные прибыли? Почему тогда не вкладывались миллионы, чтобы сегодня нам дышалось легче? Да потому, что всё происходило таким же образом, как сейчас: представители предприятия приходили на совещания, на сессии и рассказывали, что вот сегодня нам сложно - завтра будет легче, мы готовы выполнить компенсирующие мероприятия, то есть, одно важное экологическое мероприятие заменить другим, - и в конечном итоге нам когда-нибудь будет счастье. Но сегодня, мол, не до этого. И так постоянно.
То же самое произошло на сентябрьской сессии Криворожского горсовета, когда представитель предприятия вышла и сказала, что они за перенос сроков выполнения по двум пунктам и готовы выполнить компенсирующие мероприятия с таким же экологическим эффектом. Но что такое компенсирующие мероприятия? Если рассмотреть на примере автомобиля, то источник образования вредных веществ - двигатель, так вот вместо того, чтобы его заглушить, предлагается поставить дезодорант, чтоб выхлопы были не так ощутимы.

- ТО ЕСТЬ, ПО ДВУМ ВАЖНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ СНОВА ПРОИЗОШЛО ТО ЖЕ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО НЕ ЕДИНОЖДЫ, - ПЕРЕНОС СРОКОВ?
- Да, хотя и со скандалом. Программа, которая была вынесена на утверждение депутатов, была одобрена исполкомом, всеми депутатскими комиссиями, перед пленарным заседанием горсовета никаких проектов решений с изменениями роздано не было. И вдруг с голоса начинает продвигаться идея, что по двум пунктам сроки нужно перенести. Начинаются рассказы о необходимости гармонизировать экономику и экологию. Причём свою неблаговидную роль здесь сыграла так называемая экологическая общественность.
Да, даже на самом пленарном заседании, когда комиссия по доработке проекта решения оглашала своё заключение, было предложено утвердить программу в первоначальной редакции.
Но городской голова с подсказки секретаря горсовета, а я был на сессии и видел, как тот положил перед ним листочек и указал пальчиком, озвучил мероприятия, сроки по которым нужно перенести. А именно: по остановке ДП№7, которая должна была произойти в конце 2016 года, что позволило бы сократить выбросы на почти 11 тысяч тонн в год. Срок выполнения этого мероприятия мэр предложил перенести на 2020-ый год. Что касается ещё одного очень важного мероприятия - остановки мартеновского цеха - то по нему срок выполнения был обозначен 2017-ым годом. По этому мероприятию, как я понимаю, кулуарная договорённость не достигнута, поэтому срок его исполнения остаётся пока под вопросом. Этот пункт «отправлен на доработку». Предприятие, я располагаю сведениями, будет предлагать перенести срок выполнения то ли на 2019, то ли на 2020-ый год. И это очередной скандал.

- КАК ВЫ ПРОКОММЕНТИРУЕТЕ ТОТ ФАКТ, ЧТО ИМЕННО ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ БЮРО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ" ВАСИЛИНА НИКУЛЬНИКОВА УДОСТОИЛАСЬ КРИКОВ "ГАНЬБА"?
- Репликами «Ганьба!» и «Досить брехати!» присутствующие на сессии граждане дали оценку тем общественным активистам, которые занялись явным лоббированием интересов предприятия-загрязнителя. При этом депутатам городской голова в нарушение регламента вообще не дал возможности даже задать вопросы содокладчикам.
В этой ситуации очень сильно обращает на себя внимание то, что у некоторых выступающих с трибуны представителей экологической общественности позиция изменилась в кратчайший срок. Под влиянием каких таких убедительных «аргументов», я утверждать не берусь, могу только предполагать.
Но все увидели то, что увидели: ещё вчера активистка публично заявляет, что с промышленных монстров всё надо выгрызать, подвергает их критике, как бы отстаивая интересы громады города, а потом резко встаёт на сторону бизнеса.
Можно понять, когда сам бизнес отстаивает свои интересы. Даже когда власть пытается держать баланс между бизнесом и общественностью. Но когда якобы экологическая общественность начинает рассказывать о необходимости гармонизации экономики и экологии, потому что 1000 людей останутся без работы… Хотя цифра эта, надо сказать, сильно завышена. К тому же, с «АрселорМиттал Кривой Рог» уже не одна тысяча ушла безо всякой модернизации, и легче дышать нам от этого не стало.
Никакими экологическими уроками, хоть это и хорошее дело, никакими объектами заповедного фонда мы не уменьшим десятки тысяч тонн выбросов в воздух. И те возгласы недовольства, которые раздались в сессионном зале от присутствующих граждан, засвидетельствовали: широкая общественность разобралась, что к чему. Люди почувствовали себя обманутыми в очередной раз.

- А ВЫ НЕ СЧИТАЕТЕ, ЧТО ПОЗИЦИЯ ДЕПУТАТОВ-ЧЛЕНОВ КОМИССИИ ПО ДОРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ - ЭТО ТОЖЕ СКАНДАЛ? СНАЧАЛА ОНИ ЗА ПРЕДЛОЖЕННЫЙ ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ, А ПОТОМ ГОЛОСУЮТ ЗА ВАРИАНТ, УЧИТЫВАЮЩИЙ МЭРСКИЕ ПОПРАВКИ.
- В горсовете есть сложившееся большинство, которое хоть и с небольшим перевесом, но так или иначе голосует за позицию мэра. Хотя в комиссии по доработке проекта решения был депутат Андрей Богданов, который обратился к президиуму и попросил слова. По этому поводу между ним и секретарём горсовета возникла дискуссия, скажем так. Он всё-таки смог выступить и озвучить позицию: сроки не переносить. В итоге депутаты от демократических сил не поддержали экологическую программу с учётом озвученных мэром поправок.
Самое главное, чего хочет добиться предприятие, - это на основании принятой программы обратиться в министерство и изменить сроки выполнения мероприятий, указанные в разрешении на выбросы. Поэтому как глава комиссии экологии облсовета на ближайшем же нашем заседании я поставлю вопрос об обращении в Министерство экологии и природных ресурсов, а также в профильный комитет Верховной Рады, чтобы этого не допустить.
Если же вносятся изменения в разрешения на выбросы, то предприятие и не модернизирует ДП №7, и не платит штрафы, а просто все ждём 2020 года. А потом что, такая же сессия, такие же спичи о сложностях экономической ситуации, о проблемах инвесторов, которые проживают в Европе и понятия не имеют, какова здесь ситуация с загрязнением? Компенсирующие мероприятия, отговорки, обещания, кулуарные договорённости - и в итоге мы придём туда же, откуда вышли.
Тогда как по данным Всемирной ассоциации охраны здоровья Украина занимает первое месте по заболеваниям, вызванным загрязнением окружающей среды. Это то, к чему все мы пришли за 25 лет экологической деятельности.

- МОЖНО БЫЛО БЫ ЕЩЁ ПОНЯТЬ, ЕСЛИ БЫ КАКОЕ-ТО ПОСЛАБЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛЯМ ДАВАЛИ ГДЕ-ТО НАВЕРХУ, НЕ ТАК ЛИ? НО ЕСЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ГРОМАДЫ, КОТОРАЯ БОЛЬШЕ ВСЕХ СТРАДАЕТ ОТ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ...
- Это позорное явление. На сессии был разыгран определённый сценарий. Выступили те, кто должен был сказать, какой хороший «АрселорМиттал Кривой Рог». Слово получил депутат от Оппозиционного блока, который связан с «АМКР» бизнес-отношениями. Но присутствующие на сессии граждане сориентировались и поняли, что происходит. Когда говорится, что «АМКР» не даёт нагрузки на город, что проживающие в Металлургическом районе могут переехать на Заречный или вообще выехать из города, это, по-моему, вообще цинизм.

- КАК БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ ПРОГРАММЫ?
- Те посты, которые в городе есть, работают даже не в он-лайн режиме. А показатели постов предприятия не соответствуют показателям не ведомственных постов. Принятая программа содержит мероприятия по мониторингу, в частности, увеличение количества постов. И если мониторинг заработает, мы будем иметь более-менее понимаемую ситуацию в режиме он-лайн. Ранее на эти цели деньги областным советом практически не выделялись. Что такое система мониторинга? Это большое количество постов-анализаторов атмосферного воздуха, которые надо содержать, постоянно настраивать, контролировать, собирать информацию и анализировать её. Это больше расходы, которые не окупаются деньгами. Что же касается здоровья людей, то у власти на это всегда не хватало денег.
Мы в области выделили 2,5 млн. грн. на систему мониторинга, и это совсем не большие деньги для такого дела. В области создано предприятие «Центр экологического мониторинга». Будем надеяться, мониторинг заработает.

- ТО ЕСТЬ, ПОКА НЕ ЗАРАБОТАЕТ ПОЛНОМАСШТАБНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ БУДЕМ СУДИТЬ ПО ОТЧЁТАМ САМИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ?
- Есть статистика, и она говорит о том, что в первом полугодии 2016 года по сравнению с таким же периодом 2015 года объём выбросов в атмосферный воздух по области возрос на 16%. И в этом увеличении доля «АМКР» - 5,2%. В 2015 по сравнению с 2014 «АМКР» тоже увеличил свои выбросы на 5%. То есть, идёт стабильное увеличение. Это говорит о том, что субъект хозяйствования не выполняет природоохранные мероприятия, а только занимается демагогией. А если и выполняет, то те, которые нужны предприятию с экономической точки зрения. То есть, сначала экономика, а потом экология. А нужно наоборот.
И только экономическим воздействием на предприятие, штрафами, которые будут соотноситься с ценой того же фильтра, можно заставить предприятие внедрять экологические программы.

- НО ПОЧЕМУ, ГОВОРЯ О ПРОГРАММЕ, МЫ ВЕДЁМ РЕЧЬ ТОЛЬКО ОБ «АМКР»? А ДРУГИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ?
- Мы говорим об «АМКР», так как это предприятие даёт 40% загрязнения в области и 82% - в городе. По данным за 2015 год, это около 268 тысяч тонн выбросов в атмосферный воздух. За 2014-й - 255 тысяч тонн. При этом другие предприятия не поднимали вопрос переноса сроков, согласились с теми, которые прописаны у них в разрешениях на выбросы. Из других предприятий никто не сказал, что мы не согласны, давайте перенесём, у нас нет денег, идёт война, кризисная ситуация.
После утверждения программы вся ответственность за то, что город и дальше будет загрязняться, лежит на местной власти. Вся та онкозаболеваемость, заболеваемость сердечно-сосудистой системы на совести местной власти. И лично Юрия Григорьевича Вилкула, который «защитил нас от львовского мусора», но не защитил от вредных выбросов на нашу голову ежедневно и ежечасно. Можно на публику рассказывать, что, мол, прекращайте нас травить, хватит. Но принятие программы - это был момент истины в данном вопросе.

Дарья ЖУКОВА,
«Домашняя газета», 5.10.16
дайджест,
специально для рубрики
Новости Кривого Рога
сайта Весь Кривой Рог

Додати коментар


✅ Рейтинг українських казино онлайн з ліцензією КРАІЛ. Найкращі бонуси та фриспіни для нових гравців!